НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В период войны техника становилась разнообразной и сложной, требовала широкого использования математических расчётов для её изготовления и эксплуатации.
Увеличение скорости полёта самолётов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.
Авиация
в цифрах
АЭРОДИНАМИКА
В России над вопросами оптимального движения в воздухе еще с прошлого века работал ряд ученых и в первую очередь Николай Егорович Жуковский, названный Владимиром Ильичом Лениным отцом русской авиации.
Николай Егорович считается основоположником новой математической науки — аэродинамики. В ней ему удалось создать ряд эффективных методов исследования и решить многочисленные актуальные задачи, основать большую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.
ОТЦЫ РУССКОЙ АВИАЦИИ
Жуковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центральный аэрогидродинамический институт.
Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Николая Егоровича Жуковского — Сергея Алексеевича Чаплыгина и объединили многих выдающихся исследователей — Мстислава Всеволодовича Келдыша, Владимира Васильевича Голубева, Михаила Алексеевича Лаврентьева и других.
ФОТОХРОНИКА
Авиация, не имеющая крыльев без математики
НОВЫЕ САМОЛЁТЫ
Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной манёвренностью, скоростью, надёжностью. Превосходные истребители Александра Сергеевича Яковлева и Семёна Алексеевича Лавочкина, неуязвимые штурмовики Сергея Владимировича Ильюшина, бомбардировщики Владимира Михайловича Петлякова.
СОХРАНЯЯ ЖИЗНИ...
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и флаттера, представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов.
Как правило, самолёт, попавший в состояние штопора или шимми уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал Мстислав Всеволодович Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики).
Однако он пошёл дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полётов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолётов и лётчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследований невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь лётчиков и самолёты, но и позволили летать на больших скоростях.
ПОМОЩЬ ШТУРМАНАМ
В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчёты примерно в 10 раз. Расчёты всех дальних полётов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения.
Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
НАД ЗЕМЛЁЙ...
Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Николая Евграфовича Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности Московскому университету.
Значительным вкладом Николая Евграфовича в победу явились разработка в 1941 – 1944 годах и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолёта во время полёта. Академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полётов самолётов на малой высоте.
Математический аппарат, заложенный Николаем Евграфовичем позволил создать современные средства анализа потоков, возникающих при полёте.