Мы помним... Мы гордимся!
Мы помним... Мы гордимся!

Авиация - борьба

Математика обеспечивает расчёт подъёмных сил, аэродинамики и многое другое
About

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В период войны техника становилась разнообразной и сложной, требовала широ­кого использования математических расчётов для её изготовления и эксплуатации.

Увеличение скорости полёта самолётов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзе­ляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

Авиация
в цифрах

0000000

боевых самолёто-вылетов выполнено

000

воздушных таранов осуществлено

0000

самолётов участвовало в Берлинской операции

00000

героев

Каждый пятый, воевавший в Великой войне, отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

Материалы ТАСС
About
About
жуковс

Н. Е.
Жуковский

(1847-1921)

АЭРОДИНАМИКА

В России над вопросами оптимального движения в воздухе еще с прошлого века работал ряд ученых и в первую очередь Николай Егорович Жуковский, названный Владимиром Ильичом Лениным отцом русской авиации.

Николай Егорович считается основоположником новой математической науки — аэродинамики. В ней ему удалось создать ряд эффективных методов исследования и решить многочисленные актуальные задачи, основать большую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.

Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации.

На фото - аэродинамическая труба АДТ-Т-203, используемая для проверки модели Су-27

ОТЦЫ РУССКОЙ АВИАЦИИ

Жуковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центральный аэрогидродинамический институт.

Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Николая Егоровича Жуковского — Сергея Алексеевича Чаплыгина и объединили многих выдающихся исследователей — Мстислава Всеволодовича Келдыша, Владимира Васильевича Голубева, Михаила Алексеевича Лаврентьева и других.

жук2

Н. Е.
Жуковский

(1847-1921)
лаврен

М. А.
Лаврентьев

(1900-1980)
чаплыгин

С. А.
Чаплыгин

(1869-1942)
келдыш1

М. В.
Келдыш

(1911-1978)
Golub

В. В.
Голубев

(1884-1954)
About

ФОТОХРОНИКА

Авиация, не имеющая крыльев без математики

About

НОВЫЕ САМОЛЁТЫ

Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной манёвренностью, скоростью, надёжностью. Превосходные истребители Александра Сергеевича Яковлева и Семёна Алексеевича Лавочкина, неуязвимые штурмовики Сергея Владимировича Ильюшина, бомбардировщики Владимира Михайловича Петлякова.

яковлев

А. С.
Яковлев

(1906-1989)
лавочкин

С. А.
Лавочкин

(1900-1960)
илюшин

С. В.
Ильюшин

(1894-1977)
петляков

В. М.
Петляков

(1891-1942)
000

профессоров

Интенсивная творческая деятельность учёных МГУ в области аэродинамики накануне и в годы войны значительно укрепляли научную основу, на которую опиралось совершенствование нашей авиации.

Материалы ТАСС
About
About
келдыш2

М. В.
Келдыш

(1911-1978)

СОХРАНЯЯ ЖИЗНИ...

Большое значение получили теории двух явлений — штопора и флаттера, представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов.

Как правило, самолёт, попавший в состояние штопора или шимми уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал Мстислав Всеволодович Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики).

Однако он пошёл дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полётов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолётов и лётчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследований невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь лётчиков и самолёты, но и позволили летать на больших скоростях.

Штопор, шимми ( флаттер ) – особые вибрации самолёта, приводящие к его разрушению .

ПОМОЩЬ ШТУРМАНАМ

В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчёты примерно в 10 раз. Расчёты всех дальних полётов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения.

Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

натан

С. Н.
Бернштейн

(1880-1968)
"Сделать бы манёвр, но маневрировать нам противопоказано, не получатся фотографии. Так и летим в море огня. Фотоснимки получились отличные, а на самолёте механик насчитал более двухсот больших и малых пробоин ."

Александр Николаевич Ефимов, пилот Ил-2, о разведывательном полёте
About
About
кочин

Н. Е.
Кочин

(1901-1944)

НАД ЗЕМЛЁЙ...

Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Николая Евграфовича Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности Московскому университету.

Значительным вкладом Николая Евграфовича в победу явились разработка в 1941 – 1944 годах и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолёта во время полёта. Академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полётов самолётов на малой высоте.

Для круглого крыла, точнее, для крыла слабо изогнутого, для которого проекция на плоскость имеет форму круга, Николаем Евграфовичем было получено точное, очень изящное решение, с помощью применения функции Зоммерфельда.

Математический аппарат, заложенный Николаем Евграфовичем позволил создать современные средства анализа потоков, возникающих при полёте.

Вечная память героям!

About